- Сообщения
- 155
- Реакции
- 653
Ведя речь о таком предмете, как образование, мы вынуждены, как и в случае с технологиями, в первую очередь сделать ремарку о том, что уровень данного предмета сильно варьируется от региона к региону и от страны к стране. Для пущей удобности восприятия информации мы разделим Кеменлад на две группы, в свою очередь так же проранжированные на три разряда. Речь идёт о качественном аспекте и количественном, о мощи интеллектуальной базы и о её доступности. Алхимический процесс обучения остаётся за рамками нашего обзора, ввиду его специфичности и отличности от базового учебного процесса.
Качество
1 Ступень
Характеризуется высоким качеством образования и знания как такового, что даёт странам весьма веское преимущество перед представителями других двух групп. Сюда мы относим Флорэвендель, Дартад, Загорье, Сарихадунхъор, Аэлейдов и Бугтав.
2 Ступень
Характеризуется умеренным развитием знания и технологий, не поднимающимся выше общего показателя и не опускающегося ниже, что ни даёт особых преимуществ, но и не выдаёт существенных недостатков. Сюда можно отнести все те страны, что не входят в две другие ступени.
3 Ступень
Характеризуется весьма широким раскидом от уровня развития ниже среднего и вплоть до примитивного. Страны-представители этой ступени подвергаются опасности попасть под иго своих соседей, если и не в военном плане, то в культурном. Сюда мы относим Амгху, Кхагорн, Коралловые острова, кочующие племена, Северное Братство, Азшилуна и Хакмарри.
Доступность
1 Ступень
характеризуется относительно высоким уровнем доступности по сравнению с другими ступенями. Получить знание здесь могут дворяне, священники, богатые купцы и даже зажиточные мещане. Стоит помнить, что это отнюдь не означает поголовную грамотность среди населения.
Сюда мы относим Флорэвендель, Дартад, Хобсбург, Мэр-Васс, Алаоту и Халф.
2 Ступень
Характеризуется тем, что получить образование могут лишь представители привилегированных слоев общества, как то дворяне, жрецы и богатые купцы.
Сюда относятся все те страны, что не входят в два других разряда.
3 Ступень
Характеризуется отсутствием образования как такового либо же запретом на его получения. Сюда относится Кхагорн, Северное Братство, Амгха, Коралловые острова и Азшилуна.
Образовательные учреждения
Закончив разбор общих моментов образования, мы можем с чистой совестью перейти к столь же общим моментам получения этого образования, после коих, в свою очередь, перейдём к конкретному рассмотрению этого дела в каждой стране. Итак, начнём.
Университеты
Университет является вершиной эволюции высший учебных заведений Кеменлада и плавно готовит его к необратимому переходу в новую эпоху. Впервые университет возникает на страницах хроник и документов в конце 3-ей эры, честь первенства оспаривает друг у друга Эиринский и Панктельский университет, не гнушающиеся в борьбе с противником прибегать даже к мистификациям и откровенным фальсификациям. По классической модели, получившей повсеместное распространение, это заведение разделяется на пять или четыре относительно самостоятельных подструктурных единиц, факультетов: артистический, именуемый в обиходе общим, так как даёт базовое разностороннее знание и подготавливает к учёбе на другим факультетам, юридический, медицинский, философский и, периодически, богословский. Под конец своих учёных изысканий, школяры, именно так именуют воспитанников университета, получают одну из четырёх учёных степеней: бакалавра, если ученик сдал экзамены низшей ступени, лиценциаты, для прослушавших полный цикл лекций и сдавшие экзамен у своего профессора, при сдачи высшего экзамена выдавалось звание магистра для артистического, или доктора, для всех остальных. Получение звания доктора была сугубой привилегией состоятельных школяров, так при избрании по традиции было необходимо преподнести подарки всей коллегии преподавателей. В средним обучение занимает 5-7 лет, в зависимости от факультета, на богословском факультете, к примеру, можно подвизаться все 13 лет, ученики принимаются от 15 лет и вплоть до глубокой старости. Главными учебными процессами являются лекции, практикумы и диспуты, последние стали настолько популярны, что приобрели некий мистический и церемониальный оттенок. Нередко диспуты проводят в качестве некого аналога рыцарского поединка, с подобными же правилами хорошего поведения и тона. Но, конечно, горячие головы и пылающие сердца жадных до знания и веселья школяров нельзя остудить и укротить лишь учёными баталиями, — с целью более эффективного контроля выхода их внутренних сил, именуемой так же дурью, в Остфаре появилась так называемая мензура, особый вид поединка на специальных саблях, во время которого оппоненты не имеют права перемещаться. Зачастую после подобных состязаний кто-то обзаводится роскошными шрамами которыми потом гордится всю оставшуюся жизнь. Во главе университета стоит ректор, выбираемый в дартадской системе коллегией преподавателей, а в Флорэвендльской системе нациями студентов. Ректор обладает широким спектром полномочий, которые простираются далеко за учебные дела вплоть до судебных полномочий, к примеру, ректор может изгнать любого горожанина, если это ему покажется нужным. Университет и его население наделены весьма приятными вольностями и привилегиями, куда входит автономность, право коллегиального суда, т.е. дела школяров рассматривают их преподаватели, скидки на алкогольные напитки и хлеб, право на преподавание и прочее. Подобные льготы становятся причиной коллизии между корпорацией, куда помимо учёных мужей входят разнообразные работники по типу пергаментщиков, писцов, алковаров, пекарей, стражников и так далее, и горожанами, нередко печально оканчивающиеся погромами и резнёй. Право на преподавание выдаётся степеням начиная с лиценциата, но действительно допускаются к этому таинству только доктора и магистры. Выпускники университетов, статус которых был подтверждён Верховным Учёным Синклитом - транснациональной организацией, ответственной за международные дела учёной корпорации и за проверку высших учебных заведений на что она имеет соглашения от всех правительств, - располагают правом преподавать в любом другом университете и вообще учебном заведении мира.
Академии
Названный вид высшего учебного заведения может по праву гордится своей древностью, ведь он непрерывно действует с времён Ауриса Освободителя до наших дней. Официально считается, что первая академия была основана в Глориарбусе прославленным философом Акандемусом, равно прославленного как творца многих метафизических теорий и системы логических построений, благодаря которому, собственно говоря, она и получила своё имя; первоначально это была философская школа, известная своим вольнодумством и дерзкими полётами мысли; затем сюда втиснулась дартадская теология, крепко пустившая корни в храм науки, а много поздней, в начале четвёртой эры, заведение подверглось глобальной переработке после чего фактически превратилось в университет. Другие же академии, созданные по образу и подобию староглориарбуской, до сих пор хранят верность своему устройству, краеугольным камнем которого являются "свободные занятия искусством" иными словами, хоть академия и создана для обучения молодых людей, но де-факто, в первую очередь, она служит центром учёной мысли, её создания и обмена этой мыслью. По этой причине обучение не носит систематический порядок, как в случае с университетом, но протекает в произвольных формах, определяемых желанием учителя. Главными формами преподавания являются беседы, споры и прочие диалектические моменты. Чаще всего каждая академия иметь свой определенный фокус, вокруг которого строятся как её интересы, так и образование. Здесь нет факультетов, за исключением Глориарбуской Императорской Академии, и раздел учащихся происходит через формальное прикрепление их к одному из учёных, что, впрочем, отнюдь не мешает им с наслаждением слушать иных достопочтенных мужей. Нижней планкой для поступления в академию называют 15 лет, обучение же в ней длится ровно столько, сколько нужным считает преподаватель, от 3 ли или до 60, — он в этом не ограничен. Окончание академии не даёт учёной степени, согласно решению Верховного Учёного Синклита, для подтверждения своих притязаний, выпускникам необходимо проходить дополнительные экзамены в аккредитованном университете.
Коллегиум
Это дартадское высшее учебное заведение средний руки, получившее широкое хождение на Треливе. Коллегиумы были впервые созданы в Дартаде, в конце 3-ей эры и первоначально были филиалами Глориарбуской Императорской Академии, но затем, благодаря вмешательству лорда-канцлера Просвещения, они обрели независимость и самостоятельную программу. В этом заведении обучают так называемым семи свободным искусствам, соединённые с усиленным изучением теологии, что позволяет выпускникам коллегий пропустить в университете обучение на артистическом факультете при поступлении на другие факультеты. Поступить в коллегиум можно от 12 лет, в среднем же обучение занимает 6 лет. Во главе коллегиума стоит директор, назначаемый ведомством Просвещения. Для занятия науками в подобном месте необходима достаточно солидная сумма либо же состоятельный покровитель. Какие-либо привилегии у коллегиума кроме вышеназванного отсутствуют. Обучение ведётся по классной системе.
Лицеум
Лицеум - халфсоке высшее заведение средней руки, распространившиеся в последнее столетие по другим странам. Основными предметами, преподаваемыми в лицеуме является грамматика, математика, базовая геометрия, правописание, полемика, этика, поэзия и эстетика. Срок обучения в лицеуме составляет 6 лет и поступить туда можно от 10-ти лет. Окончание лицеума не влечёт за собой, как в случае коллегиума, автоматический пропуск артистического факультета, но значительно сокращает время его прохождения до года или двух, в зависимости от интеллектуальных успехов школяра Во главе лицеума стоит корифей, избираемый преподавательским составом на определенный срок, это было создано с той целью, чтобы достопочтенные ветераны, убелённые сединами, не вытворяли на своих местах всяческий маразматический бред. Обучение ведётся по классной системе.
Гимнасий
Халфсоке высшее заведение средней руки, распространившиеся в последнее столетие по другим странам, по плоти и духу сходен с лицеумом, как кровный брат, но отличается от него усиленным упором на физическое воспитание с сопутствующим послаблением словесности. В гимнасий принимают от 8-лет, и накачивают премудростью до 18-ти. Выпускники гимназия, как и в случае с лицеумом, не могут пропустить артистический факультет университета, но срок их обучения сокращается до 3-ех или 4-ех лет.
Соборные школы
Соборные школы, находящиеся при кафедральных соборах, что, как логично, и дало им название. Распространённые в странах, где присутствует монотеистические религии, эти учебные заведения предназначены для наставления в вереи знании простого и среднего люда. Основным предметом изучения, как можно было догадаться, является религия, в догматической её составляющей, а также базовые навыки грамоты и чтения, достаточные для того, чтобы основательно ознакомится и разбираться в священных письменах. Помимо этого присутствует изучения языков и базовые занятия математикой и геометрией. Принимать в соборную школу начинают от 8-ми лет, а срок обучения длится 5 лет.
Приходская школа
Возмите соборную школу, кастрируйте её, оставив только примитивненький уровень знания религия и такой же гадкий уровень грамоты. Кастрировали? Ну, тогда вы получили полное представление приходской школе. Сюда запирают детей в 8-10 лет и получают обратно через 3 года.