Звездные пещеры, родина Ш’улов
“И должен был дать бой повелитель. Алые глаза были преисполнены решимости, заливались раздольной рекой духовных потоков, в которых к страху и почитанию взывал всякое существо, что недры своим домом чтит. Настоящему царю преклонятся истинные, а оспаривавшие падут от его копья. Яхдасарджи Аргхим, наместник озерный, ложный сын Бездны, тиран всего народа недр, свое сердце невольно предал земле. Ашгрумовое копье пронзило существо, низвергнув его в озерные глубины и возвратив порядок северным землям. Великий раджа Дагирнах, царь недр, царь ш’улов, царь над существом Бездны, воплощение Табирнаха, очистительным металлом прошелся по священному полотну, начало положив чистому царству под землей, восемнадцати племенам, единым в порыве почитания и признания, ведь есть он Бездна, а Бездна есть он” — Первый глас земли, Священная книга Табирнах.
Общая информация
Под гнетом гор Загорья и тысячи страданий прячутся Звездные пещеры — глубинные пространства под Загорьем, представляющие из себя огромную сеть самых различных пещер, богатых и ресурсами, и уникальной микофлорой и фауной. Это прибежище не только для многочисленных представителей царства грибов, но и осевших видов с поверхности. Грозная твердыня Адхагригрум, подземный град третьей народности Загорья, ш’улов, стоит особняком и является единственным местом, где царит дух и буква закона фанатичного и милитаристского общества. На периферии этого образования кочуют представители независимых племен, находящихся в постоянной схватке и с подземной живностью, и с остатками общин дхарши. Небесные проходы, система горных лазов, связывает этот погребенный край с державами Каразукана, желающими воспользоваться минеральными богатствами злополучного края.
Порядок — понятие незнакомое для местных обитателей, кроме как представителей Адхагригрума. На огромных просторах выживает самый приспособленный: приспособленный и к местным условиям, и к мириаде враждебных существ, и к суровым установкам здешних обитателей. И все таки сказать, что этот регион — самый опасный в Кеменладе, нельзя, ведь пути за великой цитаделью ш’улов ведут в самые недры земли, в Бездну.
Порядок — понятие незнакомое для местных обитателей, кроме как представителей Адхагригрума. На огромных просторах выживает самый приспособленный: приспособленный и к местным условиям, и к мириаде враждебных существ, и к суровым установкам здешних обитателей. И все таки сказать, что этот регион — самый опасный в Кеменладе, нельзя, ведь пути за великой цитаделью ш’улов ведут в самые недры земли, в Бездну.
Географические характеристики
Принято считать, что Звездные пещеры находятся в пределах Северо-Востока Совета Гильдии, в районе Тандаркхада, и Юга Мириады Тысячи Скал. Самый известный действующий подземный проход — Тандаркхадский спуск, который выводит представителей Совета Гильдии на самый край обширной пещерной системы. Системы небесных ходов тянутся намного дальше данных территорий, до Юга и Севера Загорья, однако большинство из них либо не используется, либо известны лишь дхарши и кочевым племенам ш’улов.
Основная характеристика подземелья — обилие водоемов и влаги соответственно. Температуры постоянны, амплитуда минимальная. Господствует небольшой холод, за исключением мест с повышенной геотермальной активностью.
Консенсус всех народностей Каразарукана касательно разделения на регионы следующий: Леса гвиран, огромные грибные массивы, кишащие живностью и занимающие центральное местоположение в пещерах; Высокие кочевья, самая приподнятая и сухая территория, расположенная к Югу и Западу; царь-озеро, растекшееся на Севере, и Каменный лес, богатые рудные залежи, к Востоку. Все три региона, кроме кочевий, объединены реками. Самая протяженная и большая река, Бивуарг, образует вместе с двумя притоками Бхири и Дхири речную систему и впадает в Царь-озеро в лесу Гвиран, образуя дельту.
Адхагригрум, единственный город, расположен в пограничной территории между двумя лесами, где в реку Бивуарг впадают ее притоки. Местоположение цитадели не случайно, так как именно в этом месте сосредоточены идеальные агроклиматические условия для местного сельского хозяйства и охотничьего промысла, а также мгновенный доступ к полезным ископаемым. Температура повышена из-за термальных источников.
Основная характеристика подземелья — обилие водоемов и влаги соответственно. Температуры постоянны, амплитуда минимальная. Господствует небольшой холод, за исключением мест с повышенной геотермальной активностью.
Консенсус всех народностей Каразарукана касательно разделения на регионы следующий: Леса гвиран, огромные грибные массивы, кишащие живностью и занимающие центральное местоположение в пещерах; Высокие кочевья, самая приподнятая и сухая территория, расположенная к Югу и Западу; царь-озеро, растекшееся на Севере, и Каменный лес, богатые рудные залежи, к Востоку. Все три региона, кроме кочевий, объединены реками. Самая протяженная и большая река, Бивуарг, образует вместе с двумя притоками Бхири и Дхири речную систему и впадает в Царь-озеро в лесу Гвиран, образуя дельту.
Адхагригрум, единственный город, расположен в пограничной территории между двумя лесами, где в реку Бивуарг впадают ее притоки. Местоположение цитадели не случайно, так как именно в этом месте сосредоточены идеальные агроклиматические условия для местного сельского хозяйства и охотничьего промысла, а также мгновенный доступ к полезным ископаемым. Температура повышена из-за термальных источников.
Население
Большинство представителей разумных существ Звездных пещер — ш’улы, дети недр земли, отличимые от своих братьев-полуросликов их пепельным, угольным, темно-серым оттенком кожи и исключительно таким же волосяным покровом. Глаза алые, будто залитые кровью. Уши заострены и чем-то напоминают морфитские, за исключением их мясистости. Их рост варьируется от 120 до 140 сантиметров, делая их самыми низкими представителями Загорья. Выделяются две характерные группы: ш’улы Адхагригрума, оседлые, имеющие государственность и занимающие территории Северо-Востока пещер; ш’улы Дагирнаха, представители различных кочевых племен, обитающих преимущественно в кочевьях, либо в небесных проходах, ведущих в сторону Юга Загорья. Подземные полурослики славятся своей уникальной сопротивляемостью силам Бездны, и потому являются единственными, кто, несмотря на всю опасность и помутнение, ожидающие любого наземника, смог в полной мере воспользоваться ресурсным потенциалом Бездны. Считается, что благодарить надобно долгое существование на стыке двух миров, которое позволило им выработать им эти уникальные свойства.
Солнечная лихорадка — реакция организма всех ш’улов и полуш’улов на солнечный свет, результирующая лихорадочным состоянием. Хотя до смерти она никогда не доводит, переносить последствия ее тяжело: приступы тошноты, повышенная температура и дезориентация доводят порой до недели в кровати для восстановления. Существует также и вторая болезнь, от которой, к сожалению, еще не один полурослик никогда не выздоравливал — Зов Бездны. Те, кому довелось поучаствовать в длительных походах в самые недры земли, преображаются: нередкое агрессивное поведение, нетерпеливость, ярость. Это, может быть, и помогает элитным частям Адхагригрума, однако уж точно рушит жизнь простого рабочего, отправившегося добывать мифрил.
Шваргзих — дхарши-рабы, потомки некогда существовавших общин, которые были уничтожены твердыней. Их судьба — позор морфитского народа. Они томятся в плену грибных плантаций, потеряв свой язык и проводя всю свою жизнь в заточении. Существуют лишь несколько свободных общин дхарши, спрятавшихся в проходах за Царь-озером, которые периодически вступают в стычки то с племенами, то с цитаделью, а порой и с жителями поверхности. Их ацшпики на момент 4-й эры работают сообща и сформировали небольшую конфедерацию, чтобы предотвратить окончательное падение и порабощение от рук детей недр.
Потомства от других рас, кроме гротдоров и кхазадов, быть не может. Ш’улы, рост которых превышает отметку в 145 см, являются аномалией и встречаются очень редко. Технологическое развитие народа находится на уровне всего остального Загорья, кроме диких племен.
Государственное устройство
Ш’улы-кочевники
Государственности как таковой не существует. Часть племен, отличающихся своей дикостью, сформирована вокруг вождей, заполучивших свое положение силой. Другие племена, связанные либо с Адхагригрумом, с Советом Гильдии, обладают переменной политической стабильностью, и власть там уже зиждется в руках общинных советов, состоящих из самых умнейших и мудрых. Решения принимаются всеми членами совета коллективно. Зачастую во время турбулентного времени: различных боестолкновений, миграций враждебных существ и природных катаклизмов — может назначаться эшгрихир, военный вождь.
Адхагригрум
Рабовладельческое государство-стратократия, где власть консолидировалась вокруг военного аппарата. Руководство на себя берет адриг, верховный главнокомандующий, избираемый после смерти предыдущего советом военачальников. Малые командующие, хадрары, формируют военный совет, подчиняющийся адригу. Их зона ответственности, помимо военной деятельности, включает в себя администрирование и развитие отведенных им территорий. В случае кончины такого воеводы его место занимает страж-капитан.
Дохары, священники-судьи — единственные представители духовенства, в руках которых зиждется право, основывающееся на системе священных текстов. Свой пост судья будет занимать до конца своих дней, если на духовном собрании не будет принято решение об его отстранении. Новых дохаров назначают из числа самых перспективных хадахгваров, малых священников, ответственных за проведение молебнов и поддержание молельных залов. Их отбирают и подготавливают сами дохары.
Дохары, священники-судьи — единственные представители духовенства, в руках которых зиждется право, основывающееся на системе священных текстов. Свой пост судья будет занимать до конца своих дней, если на духовном собрании не будет принято решение об его отстранении. Новых дохаров назначают из числа самых перспективных хадахгваров, малых священников, ответственных за проведение молебнов и поддержание молельных залов. Их отбирают и подготавливают сами дохары.
Структура общества
Оформление сословной системы твердыни пришлось на период, когда воинский класс, шдиры, одержал верх над клановой системой Каразарукана. Шдир — полноценный гражданин, ш'ул, родившийся в твердыне, прошедший первый призыв, дэхгирум, либо оставшийся служить. Бедные и богатые, они ни в коем случае не однородны: кто-то в поте лица трудится в шахтах, а кто-то является величавым воеводой-рабовладельцем, под началом которого трудится целое хозяйство подневольных. Богатейшие представители данной прослойки, представители плантаторских родов и рунного кузнечества, зачастую являются доминирующей стратой среди высших военных чинов.
Эшхверги — ш’улы Дагирнаха, гротдоры и кхазады, живущие в твердыне или в постоянных поселениях. Несмотря на регулярные косые взгляды, предубеждения и всяческие ремарки, они вольны заниматься любой деятельностью, конечно, кроме военного ремесла и рабовладельчества. С них взимаются дополнительные налоги, призванные компенсировать их неучастие в военной структуре. Среди них легко найти банкиров, ювелиров, ткачей и прочих деятелей, которые не распространены среди большей части населения. Самых видных представителей, поддерживаемых адригом и военным советом, зачастую могут назначить посланниками. Изгнания нередки среди эшхвергов, и бывали случаи исходов целых семейств, если кто-нибудь из них осмелился перейти черту закона.
Дхаршигархи — рабы-морфиты, применяемые на самых различных работах, которыми местные брезгуют. Их существование является залогом обеспеченности плантаторов и процветания их хозяйств. Цена такого работника велика, и обычное семейство, если оно, конечно, не обладает несметными богатствами, в лучшем случае может позволить себе только одного такого работника.
Браки между сословиями запретны и могут превратить жизнь каждого члена в сущий ад. Если шдира еще может ожидать светлое будущее, то эшхверга ждет изгнание, а всего имущество будет изъято. Ребенок в этом случае останется с родителем-шдиром.
Сложной структуры управления в племенах найти невозможно. Встретит иноземца либо вождь, либо представители общинного совета, которые сами не отличаются большой слаженностью или организацией.
Эшхверги — ш’улы Дагирнаха, гротдоры и кхазады, живущие в твердыне или в постоянных поселениях. Несмотря на регулярные косые взгляды, предубеждения и всяческие ремарки, они вольны заниматься любой деятельностью, конечно, кроме военного ремесла и рабовладельчества. С них взимаются дополнительные налоги, призванные компенсировать их неучастие в военной структуре. Среди них легко найти банкиров, ювелиров, ткачей и прочих деятелей, которые не распространены среди большей части населения. Самых видных представителей, поддерживаемых адригом и военным советом, зачастую могут назначить посланниками. Изгнания нередки среди эшхвергов, и бывали случаи исходов целых семейств, если кто-нибудь из них осмелился перейти черту закона.
Дхаршигархи — рабы-морфиты, применяемые на самых различных работах, которыми местные брезгуют. Их существование является залогом обеспеченности плантаторов и процветания их хозяйств. Цена такого работника велика, и обычное семейство, если оно, конечно, не обладает несметными богатствами, в лучшем случае может позволить себе только одного такого работника.
Браки между сословиями запретны и могут превратить жизнь каждого члена в сущий ад. Если шдира еще может ожидать светлое будущее, то эшхверга ждет изгнание, а всего имущество будет изъято. Ребенок в этом случае останется с родителем-шдиром.
Сложной структуры управления в племенах найти невозможно. Встретит иноземца либо вождь, либо представители общинного совета, которые сами не отличаются большой слаженностью или организацией.
Регионы
Высокие кочевья
Обширный регион, занимающий южные и западные территории Звездных пещер. Множество различных ходов, соединяющих различные просторные пещеры, примыкают к соседним регионам, позволяя пробраться к желаемому месту назначения. Самая возвышенная территория из всех, она была одной из первых, куда пробрались шахтеры Каразукана, принявшиеся обуздывать местные минеральные богатства. Безопасность и отсутствие враждебных существ, только лишь иногда проникающих из смежных областей, когда-то сделали это точкой интереса для всех желающих озолотиться. Сухость, безопасность и связь с цивилизацией — факторы, которые в свое время привели к колонизации этих территорий. Путешествуя по этому региону, странник обязательно пройдет по местам боевой славы ш'улов: многочисленные руины старых, древних поселений будут ждать гостя.
Сегодня эти места служат лишь пристанищем для квазикротов и прочих незначительных существ, а также щ’улов Дагирнаха. Минералов нынче нет, а отсутствие постоянного источника пропитания принудило поселенцев вернуться обратно на поверхность. На самом юге расположен проход к Тандаркхадскому спуску, системе мостов, протянутых через громадную карстовую шахту, которые ведут к небольшому поселению Габирнар под контролем гильдии Хранителей.
Сегодня эти места служат лишь пристанищем для квазикротов и прочих незначительных существ, а также щ’улов Дагирнаха. Минералов нынче нет, а отсутствие постоянного источника пропитания принудило поселенцев вернуться обратно на поверхность. На самом юге расположен проход к Тандаркхадскому спуску, системе мостов, протянутых через громадную карстовую шахту, которые ведут к небольшому поселению Габирнар под контролем гильдии Хранителей.
Лес гвиран
Огромные грибы шварги, своим светом освещающие раздольные пространства и привлекающие существ со всех уголков Звездных пещер, формируют лесное полотно, кишащее логовами матерей-выводок. Это настоящий сад, обитель биологического разнообразия, сердце, куда стремится вся кровь. Гвираны — большие пауки, высшие хищники, которые облюбовали центральные районы леса, где под их пологом прячутся ценные металлы и редкие грибы. Отправляться в глубины равносильно смерти, что все таки не останавливает некоторых ш’улов, решивших поживиться изобилием грибного края. Поселения внутри леса практически не существуют, однако его окраины — центр активной деятельности и племен, и цитадели, несмотря на угрозу периодически вылезающих гвиран и прочих существ. Поселение охотников Адхагригрума — единственный постоянный населенный пункт, откуда под руководством местного хадрара отправляются отряды охотников в очередные рейды за драгоценными камнями и целебными грибами. На грибных началах здесь еще до возведения цитадели развивалось племя Шатри, которое в конце третьей эры присягнуло на верность адригу и окончательно обосновалось в этом регионе.
Каменный лес
Устремленные вверх каменные кинжалы вонзаются в иллюминированный светом кристаллов потолок — каменные формирования, большие и маленькие, дробящие территорию этой местности и создающие иллюзию леса. Это угодья всех, кто живет рудами, на Востоке. Никакой микофлоры здесь не присутствует, зато господа-квазикроты отлично приспособились к местным условиям и давно пожирают природные богатства. Единственный тракт пещер — дорога, идущая из цитадели, рассекает данную местность и заканчивается у крепости Хидархур, центра горной добычи, в древности являвшейся первым городом ш’улов. В свое время здесь образовался фундамент полноценной государственности Звездных пещер — племенной союз Дагирнаха под руководством одноименного мифического царевича.
Волны истории не оставили в покое старую столицу, сегодня являясь призраком былой славы ш’улов. Некогда бурлящие жизнью мастерские, дома знаний и храмы разрушены и заменены пустырями, постепенно заполняющимися каменоломнями и шахтами. Исторический центр города, одинокая крепость, представляет из себя единственный комплекс древних построек ш’улов, дошедших до наших дней. Третья эра вдохнула жизнь в руины, вновь обретшие стратегическое значение: из твердыни направлялись войска и колонисты, призванные разработать рудные богатства этой местности. Сегодня крепость Хидархур — второй приют для страждущих после твердыни, обогативший своими запасами не только бурно развивающуюся стратократию, но и местного наместника-хадрара.
Волны истории не оставили в покое старую столицу, сегодня являясь призраком былой славы ш’улов. Некогда бурлящие жизнью мастерские, дома знаний и храмы разрушены и заменены пустырями, постепенно заполняющимися каменоломнями и шахтами. Исторический центр города, одинокая крепость, представляет из себя единственный комплекс древних построек ш’улов, дошедших до наших дней. Третья эра вдохнула жизнь в руины, вновь обретшие стратегическое значение: из твердыни направлялись войска и колонисты, призванные разработать рудные богатства этой местности. Сегодня крепость Хидархур — второй приют для страждущих после твердыни, обогативший своими запасами не только бурно развивающуюся стратократию, но и местного наместника-хадрара.
Царь-озеро
Голубые минеральные воды, растекающиеся в ярком свете от лесных берегов до изрезанных скал кочевий, нашли свое пристанище в северных краях, образовав известное всем местным озеро и подводные пещеры, источник бед для всех народностей. Своей чудотворной водой они вспоили и ш’улов, и дхарши, ныне спрятавшихся на дальних берегах. Опасность таится в глубоководных пещерах, находящихся во власти бестий Бездны, стремящихся прорваться наружу. Отправиться плавать — встретить свою скорую кончину, ведь подводные чудища, лишь периодически подвергающие своей тирании обитателей прибрежных районов, стремятся заполонить свои ненасытные желудки. Не все из обитателей ограничены своей стихией, как Яхдасарджи, антропоморфная амфибия, путешествующая далеко за пределы озера по подводным рекам и порой достигающая селений твердыни. Пропитаться всегда в прибрежной можно было за счет изобилующих грибниц и доступной рыбы.
Опасные воды стали единственной преградой, вставшей на пути порабощения оставшихся общин морфитов подземелья. Северные берега и прилегающие к ним пещеры стали оплотом остатков дхарши, укрепивших малочисленные тайные проходы, ведущие на южный берег.
Опасные воды стали единственной преградой, вставшей на пути порабощения оставшихся общин морфитов подземелья. Северные берега и прилегающие к ним пещеры стали оплотом остатков дхарши, укрепивших малочисленные тайные проходы, ведущие на южный берег.
Адхагригрум
Массив Давирнар — подземное образование, взмывающее вверх над остальным рельефом и упирающееся в потолок Звездных пещер. Он гордо стоит на земле посреди пересечения трех подземных вод близ столкновения территорий Гвинар и Каменного леса. Эти детственные камни были рассечены во времена прибытия первых Ш’улов, которые сначала принялись заселять пещеры, а затем и вовсе изменили этого гиганта до неузнаваемости: дикие скалы сменились крепкой крепостной стеной, древние пещеры преображены в многочисленные улицы, где жизнь бьет ключом — было положено начало Адхагригруму, твердыне Ш’улов. Город многоуровневый, соединенный каскадными лестницами и проходами. Единственный проход в город — ворота, ведущие к внешней круговой улице. Внутренняя круговая улица огибает некрополь и соединена с внешней при помощи четырех проспектов. В сети этих городских артерий оказываются отсеченные кварталы. Другие уровни организованы похоже с небольшими расхождениями, за исключением, конечно же, самых глубоких, где располагаются шахты и войска.
Из центра города всегда раздается в унисон молитвенный гул множества праведников, собравшихся в едином духовном порыве в Некрополе — храмовом и административном центре твердыни. Великие военачальники, члены военного совета, собираются на верхних этажах и решают судьбу бьющегося сердца подземного града. Между великими деятелями и мирянами-ремесленниками расположились галереи предков, где в тишине нашли свой покой герои подземелий.
Последний этаж — бастион, оберегающий население от натиска Бездны. Здесь денно и нощно несут бремя своей службы братья по оружию, готовые в любой момент отразить натиск твари, решившей пробиться через ворота. Пройдя между многочисленных бараков, оружейных и полевых кухонь, воин покидает стены и движется к оборонительному рубежу. За ним лишь длинный спуск вниз, дорога в Бездну, отголоски которой доходят до неприступных крепостных стен. Отсюда отправляются в сопровождении вояк шахтерские отряды в поисках богатств мистического края.
Последний этаж — бастион, оберегающий население от натиска Бездны. Здесь денно и нощно несут бремя своей службы братья по оружию, готовые в любой момент отразить натиск твари, решившей пробиться через ворота. Пройдя между многочисленных бараков, оружейных и полевых кухонь, воин покидает стены и движется к оборонительному рубежу. За ним лишь длинный спуск вниз, дорога в Бездну, отголоски которой доходят до неприступных крепостных стен. Отсюда отправляются в сопровождении вояк шахтерские отряды в поисках богатств мистического края.
Язык
Табгирау — язык ш’улов, сформировавшийся отдельно от остальных языков Загорья. Язык специфический, сложный и неоднозначный, не тональный. Характерен своим шипящим слогом, периодически сменяющимся четкими, громогласными акцентами в словах. Лексика также обладает небольшими заимствованиями из гротдорского, кхаладула и монтивагуса. Среди рабов-дхарши используется пиджин этого языка. Аналог — непальский.
В гильдийных племенах выделяется хорошее знание гротдорского, а вот эшхверги являются единственной группой, где подавляющее большинство представителей является мультилингвами. Для выходца из этого сословия ожидаемо знание гротдорского, кхаладула и табгирау. Есть и эшхвергский акцент, который прослеживается во всех трех языках.
В гильдийных племенах выделяется хорошее знание гротдорского, а вот эшхверги являются единственной группой, где подавляющее большинство представителей является мультилингвами. Для выходца из этого сословия ожидаемо знание гротдорского, кхаладула и табгирау. Есть и эшхвергский акцент, который прослеживается во всех трех языках.
Религия
Старый храм, расположенный недалеко от крепости Хидархур
Почитание недр земли ш’улами вылилось в формирование храма Табирнаха, нетеистической религии, исповедуемой жителями Адхагригрума и ангажированными к твердыне племенами. Фундамент веры — Табирнах, духовное воплощение Бездны, не имеющее формы или изображения, разбившееся на тысячи осколков, которые воплотились в виде ш’улов и различных подземных тварей. Ключевым аспектом веры является реинкарнация: сущность отправляется к исходному осколку, откуда потом начинается долгий поиск новорожденного сосуда. Все последователи жаждут одного — воссоединения с духовным телом Бездны.
Мистицизм укоренился в сознании верующих, породив неисчисляемое множество практик и ритуалов. Например, гахрим, медитативное повторение молитвенной формулы, проводимое и дома, и в молельных залах, а также солдатами перед битвой; бахитрум, ритуал, предназначенный для достижения транса и обретения временного единения с духовным телом. Через иррациональное верующие стремятся познать истинную сущность Бездны, акцентируя внимание на символизме, суевериях и эмоциях. Воинственность члены религиозного культа черпают из концепта вечной борьбы, датаархгир. Умирая и перерождаясь, дети Бездны устраняют застой и приводят духовные потоки в движение, приближая день, когда циклы перерождений прекратятся и все осколки воссоединятся вновь.
Канон веры — священная книга Табирнах, собрание из ключевых легенд и поверий. Также существуют дополнительные трактаты, муадхимжи, представленные в виде комментариев дохаров. Вопросы интерпретации писания решают они же, периодически созывая собрания, где уже коллективно решается вопрос доктрины веры.
Среди гильдийных и диких ш’улов Дагирнаха почитается одноименный мифический царь, обладающий чуть не божественной характеристикой. Разница лишь в том, что культ Табирнаха считает его аватаром духовного тела Бездны, который вернется в день приближения возвращения к исходному телу. Что касается ритуалов, то в каждом племени все по-разному. Исключением будут являться племена, связанные с твердыней, так как у них присутствуют эдкиры, племенные священники, проходящие подготовку у дохаров и хадагваров в Адхагригруме.
Среди эшхвергов популярно ответвление храма, Табирнахатхи, основанное на трудах дохара Садхохрихэдэхжи, его муадхимжи, которые имеют расхождения с основной доктриной веры. Главное отличие зиждется в том, что, согласно текстам этого течения, духовные потоки Табирнаха быстрее разгоняются именно от духовных практик: молебнов, ритуалов, медитации — в которых участвуют верующие. В этом течении меньший упор на аспект воинственности и больший фокус на мистическое взаимодействие. От зоркого контроля дохаров это ответвление оторвано и имеет своих священнослужителей, ирхтари, зачастую занимающихся другой деятельностью, помимо религиозной. Единственный критерий для становления ирхтари — отличное знание писания.
Последователи Табирнаха молятся регулярно, однако самыми важными являются утренние, обеденные и вечерние молитвы. Когда наступает время, верующие, разместившись в молитвенных углах, заносят руки над головой, а затем полностью простираются, выпрямляя свое тело до конца, по несколько раз, повторяя молитвенную формулу. Такие действия повторяются 10-12 раз, пока не наступает время следующей молитвенной фазы. Сидя между коленями и скрестив руки на груди таким образом, что каждая касается противоположного плеча, они приступают к медитации, призванной очистить разум. Во время этого процесса зачитывается либо изначальная молитвенная формула, либо другая. Конкретного требования к самой молитве не существует. "Дахрижи диуаргхум эхвид, эхвид диуаргхум тэлехи"[Вера есть сила, сила есть спасение] — самая известная и частотная молитва, с которой начинают утро и заканчивают вечер все последователи культа. Так-то последователи веры имеют право самостоятельно формулировать молитвенный запрос, но большинство предпочитает уже существующие формулировки в силу их известности и простоты.
Мистицизм укоренился в сознании верующих, породив неисчисляемое множество практик и ритуалов. Например, гахрим, медитативное повторение молитвенной формулы, проводимое и дома, и в молельных залах, а также солдатами перед битвой; бахитрум, ритуал, предназначенный для достижения транса и обретения временного единения с духовным телом. Через иррациональное верующие стремятся познать истинную сущность Бездны, акцентируя внимание на символизме, суевериях и эмоциях. Воинственность члены религиозного культа черпают из концепта вечной борьбы, датаархгир. Умирая и перерождаясь, дети Бездны устраняют застой и приводят духовные потоки в движение, приближая день, когда циклы перерождений прекратятся и все осколки воссоединятся вновь.
Канон веры — священная книга Табирнах, собрание из ключевых легенд и поверий. Также существуют дополнительные трактаты, муадхимжи, представленные в виде комментариев дохаров. Вопросы интерпретации писания решают они же, периодически созывая собрания, где уже коллективно решается вопрос доктрины веры.
Среди гильдийных и диких ш’улов Дагирнаха почитается одноименный мифический царь, обладающий чуть не божественной характеристикой. Разница лишь в том, что культ Табирнаха считает его аватаром духовного тела Бездны, который вернется в день приближения возвращения к исходному телу. Что касается ритуалов, то в каждом племени все по-разному. Исключением будут являться племена, связанные с твердыней, так как у них присутствуют эдкиры, племенные священники, проходящие подготовку у дохаров и хадагваров в Адхагригруме.
Среди эшхвергов популярно ответвление храма, Табирнахатхи, основанное на трудах дохара Садхохрихэдэхжи, его муадхимжи, которые имеют расхождения с основной доктриной веры. Главное отличие зиждется в том, что, согласно текстам этого течения, духовные потоки Табирнаха быстрее разгоняются именно от духовных практик: молебнов, ритуалов, медитации — в которых участвуют верующие. В этом течении меньший упор на аспект воинственности и больший фокус на мистическое взаимодействие. От зоркого контроля дохаров это ответвление оторвано и имеет своих священнослужителей, ирхтари, зачастую занимающихся другой деятельностью, помимо религиозной. Единственный критерий для становления ирхтари — отличное знание писания.
Последователи Табирнаха молятся регулярно, однако самыми важными являются утренние, обеденные и вечерние молитвы. Когда наступает время, верующие, разместившись в молитвенных углах, заносят руки над головой, а затем полностью простираются, выпрямляя свое тело до конца, по несколько раз, повторяя молитвенную формулу. Такие действия повторяются 10-12 раз, пока не наступает время следующей молитвенной фазы. Сидя между коленями и скрестив руки на груди таким образом, что каждая касается противоположного плеча, они приступают к медитации, призванной очистить разум. Во время этого процесса зачитывается либо изначальная молитвенная формула, либо другая. Конкретного требования к самой молитве не существует. "Дахрижи диуаргхум эхвид, эхвид диуаргхум тэлехи"[Вера есть сила, сила есть спасение] — самая известная и частотная молитва, с которой начинают утро и заканчивают вечер все последователи культа. Так-то последователи веры имеют право самостоятельно формулировать молитвенный запрос, но большинство предпочитает уже существующие формулировки в силу их известности и простоты.
Культура
Менталитет
В огне войны и трагической песни праотцов выкована идентичность жителей Адхагригрума, которые за тысячелетия своего существования смогли преодолеть невзгоды, основав могучую цивилизацию. Мотивы братства, веры, порядка и крепкого коллектива превалируют во всех сферах жизни, а скромность, покорность и смирение — мерило характера. Редко можно услышать ш’ула, который будет хвастаться своим статусом или открыто демонстрировать свое богатство. Патриархальные элементы встречаются в обществе, хотя не возведены в абсолют, как в многочисленных обществах мира людей. Вопросы бытового характера, например, выбора суженого или работы в мастерских, являются прерогативой женщин, однако участие что в военном деле, что в государственном управлении табуировано. Единственное исключение — хадагвары, среди которых существует значительная часть женщин.
Идеи равенства и братства, однако, существуют исключительно внутри сословия. Шдир, представитель воинского класса, ни за что никогда не посчитает своим собратом эшхверга или тем более раба. Считается, что подобные общественные отношения укрепились тогда, когда появилась система трех призывов: дэхгирум, утгирум и рахгирум. Двадцатилетний изнурительный процесс обучения ожидает каждого мальчика-шдира, достигшего возраста 10 лет, когда он будет вынужден спуститься в подземелья цитадели и приняться за постижение великого искусства его народа. Все дети, вне зависимости от своего происхождения, организуются в отряды, дахтуарши, по 36 ш’ула каждый, вторая семья, которая останется в сердце юноши до конца его дней. Помимо изнурительных тренировок и прочих вытекающих освоения военного ремесла, огромное значение придается формированию общей системы идей: юношей обучают письму и грамоте, основам священного писания. Во главе отряда ставят самых одаренных и умственно, и физически — будущих офицеров и военачальников, которые поведут за собой государство. Результат — сплоченные единым прошлым и узами товарищества члены общества, готовые в любой момент сплотиться воедино и дать отпор врагу. Так, несмотря на разные уровня благосостояния, мужчины все равно будут чувствовать себя наравне с другими, ведь первостепенная идентичность — идентичность воина. Известно, что многие хадрары и даже адриги сохраняли свои связи со своими сослуживцами, работавшими в шахтах или на фермах.
Подход к жизни любого эшхверга — изворотливость. Будучи инородными элементами в обществе твердыни, они сформировали общую идентичность, в которой стерлись границы гротдорской, кхазадской и ш’ульской культур. Они гостеприимны ко всем, кого судьба невольно занесла в подземные залы стратократии, и всегда готовы приобщить к своему разношерстному миру. Здравая перспектива без фанатизма и прекрас зачастую исходит именно от выходцев из данного сословия, которые, несмотря на свою критичность в отношении местных порядков, все равно остаются жить в залах твердыни, ведь здесь они уже обросли и пустили свои корни. Те же, кто все таки удостоился попасть в опалу, стараются стремительно покинуть владения, пока их не ждет участь изгнанников, и часто уходят либо к племенным, либо во владения Совета Гильдии.
Свобода-царица не знает городских порядков и свое пристанище нашла в сердцах кочевых ш’улов Дагирнаха, ценящих прежде всего вольный порядок и текучесть племенного строя. Здесь властвуют горячие нравы, регулярные стычки и отсутствие постоянства, приводящее к регулярному раздору и смене вождей. Поспокойней получается лишь у тех, кто так или иначе оказался под влиянием держав сверху, либо твердыни. Гильдийные племена и племена Адхагригрума отличаются своим положением на стыке племенной и городской культуры. Между тем, они не порабощены предубеждениями о других народностях и, если непутевый гротдорский шахтер угодит в пределы Звездных пещер, многие из них, кроме приближенных к Адхагригруму, будут с радостью готовы помочь.
Идеи равенства и братства, однако, существуют исключительно внутри сословия. Шдир, представитель воинского класса, ни за что никогда не посчитает своим собратом эшхверга или тем более раба. Считается, что подобные общественные отношения укрепились тогда, когда появилась система трех призывов: дэхгирум, утгирум и рахгирум. Двадцатилетний изнурительный процесс обучения ожидает каждого мальчика-шдира, достигшего возраста 10 лет, когда он будет вынужден спуститься в подземелья цитадели и приняться за постижение великого искусства его народа. Все дети, вне зависимости от своего происхождения, организуются в отряды, дахтуарши, по 36 ш’ула каждый, вторая семья, которая останется в сердце юноши до конца его дней. Помимо изнурительных тренировок и прочих вытекающих освоения военного ремесла, огромное значение придается формированию общей системы идей: юношей обучают письму и грамоте, основам священного писания. Во главе отряда ставят самых одаренных и умственно, и физически — будущих офицеров и военачальников, которые поведут за собой государство. Результат — сплоченные единым прошлым и узами товарищества члены общества, готовые в любой момент сплотиться воедино и дать отпор врагу. Так, несмотря на разные уровня благосостояния, мужчины все равно будут чувствовать себя наравне с другими, ведь первостепенная идентичность — идентичность воина. Известно, что многие хадрары и даже адриги сохраняли свои связи со своими сослуживцами, работавшими в шахтах или на фермах.
Подход к жизни любого эшхверга — изворотливость. Будучи инородными элементами в обществе твердыни, они сформировали общую идентичность, в которой стерлись границы гротдорской, кхазадской и ш’ульской культур. Они гостеприимны ко всем, кого судьба невольно занесла в подземные залы стратократии, и всегда готовы приобщить к своему разношерстному миру. Здравая перспектива без фанатизма и прекрас зачастую исходит именно от выходцев из данного сословия, которые, несмотря на свою критичность в отношении местных порядков, все равно остаются жить в залах твердыни, ведь здесь они уже обросли и пустили свои корни. Те же, кто все таки удостоился попасть в опалу, стараются стремительно покинуть владения, пока их не ждет участь изгнанников, и часто уходят либо к племенным, либо во владения Совета Гильдии.
Свобода-царица не знает городских порядков и свое пристанище нашла в сердцах кочевых ш’улов Дагирнаха, ценящих прежде всего вольный порядок и текучесть племенного строя. Здесь властвуют горячие нравы, регулярные стычки и отсутствие постоянства, приводящее к регулярному раздору и смене вождей. Поспокойней получается лишь у тех, кто так или иначе оказался под влиянием держав сверху, либо твердыни. Гильдийные племена и племена Адхагригрума отличаются своим положением на стыке племенной и городской культуры. Между тем, они не порабощены предубеждениями о других народностях и, если непутевый гротдорский шахтер угодит в пределы Звездных пещер, многие из них, кроме приближенных к Адхагригруму, будут с радостью готовы помочь.
Обращения и имена
Имена у ш’улов не имеют ни гротдорского, ни кхазадского влияния и известны своей длинной и сложным произношением. В основе каждого имени всегда лежат семейные приставки: ург, адхр, дарг, тохт, садх, хэъж, сыхр, иргх, даригх, ард, датр — которые заменяют ш’улам фамилии. Затем следует порядок рождения ребенка и корень имени, который символизирует желаемое качество, черту характера. Мужские окончания: -жи, -хи. Женские: -ахль, -агхль, –ирг.
Пример: в семье ш’улов рождается первенец. Берется семейная приставка хэъж, затем берется числительное дэх, единица, так это первый ребенок в семье. Допустим, что родители желают боевой славы своему чаду, потому они будут использовать корень дихгирим, переводящийся как “победа”. Окончанием послужит –ахль, так как это девочка. Таким образом, ребенка будут звать Хэъждэхдихгиримахль.
Пример: в семье ш’улов рождается первенец. Берется семейная приставка хэъж, затем берется числительное дэх, единица, так это первый ребенок в семье. Допустим, что родители желают боевой славы своему чаду, потому они будут использовать корень дихгирим, переводящийся как “победа”. Окончанием послужит –ахль, так как это девочка. Таким образом, ребенка будут звать Хэъждэхдихгиримахль.
Таблица числительных Табгирау:
Один | Дэх |
Два | Ут |
Три | Рах |
Четыре | Дах |
Пять | Охри |
Шесть | Ихи |
Семь | Сат |
Восемь | Горх |
Девять | Эсх |
Десять | Тхим |
Таблица слов, которые часто используют:
Воинственность | Норхджи |
Доброта | Ясмхри |
Власть | Хадх |
Зоркость | Хиридрим |
Непоколебимость | Дихвиргарум |
Забота | Чихриут |
Благо | Дэзрим |
Честность | Эхмдум |
Успех | Хэдэх |
Благословение | Адранжи |
Часто, конечно, все имя не используется. В привычной обстановке может использоваться фамильная приставка, корень самого слова или прозвище. Не принято у ш’улов называть свою фамильную принадлежность(чей-то сын, из какого-то рода и т.д.), если, конечно, этого не захочет узнать собеседник.
Ш’улы — почитатели старшего поколения, ибо дожить до седых лет, не потеряв свой рассудок или тем более головы, считается великим достижением. Это отношение прослеживается и в обращениях, которые они используют. Если обращаются к мужчине в возрасте, то добавляется в конце обращения частица “–эриг”. Например, Адранжи-эриг или Даригх-эриг(используется либо корень имени, либо приставка). Если женщина, то используется “–адхиж”. Эти частицы могут спокойно использоваться и отдельно. Ни в коем случае нельзя обращаться к старшим членам общества по прозвищу.
Ш’улы — почитатели старшего поколения, ибо дожить до седых лет, не потеряв свой рассудок или тем более головы, считается великим достижением. Это отношение прослеживается и в обращениях, которые они используют. Если обращаются к мужчине в возрасте, то добавляется в конце обращения частица “–эриг”. Например, Адранжи-эриг или Даригх-эриг(используется либо корень имени, либо приставка). Если женщина, то используется “–адхиж”. Эти частицы могут спокойно использоваться и отдельно. Ни в коем случае нельзя обращаться к старшим членам общества по прозвищу.
Календарь
Первоначально никакой календарной системы у ш’улов не существовало, ибо надобности в ней под землей совершенно не было. Когда гротдорское влияние постепенно стало просачиваться в Звездные пещеры, то были приняты календари с поверхности, названия которых ш’улы адаптировали под себя.
Месяца | Дни | ||
Форивэль | Даенхджи | Форвент | Маргирут |
Торуэль | Атхъине | Хосвент | Раутжи |
Октавэль | Тарбаджи | Морент | Бивуртгах |
Руэль | Хэумгирах | Руфент | Эргхмор |
Бладрайз | Двиргхиджи | Конизен | Дэхбон |
Эндель | Эхргирам | Раузен | Утбон |
Эклипс | Тэтхигадхи | Мириан | Этхбудри |
Дариэль | Бухдъонр | ||
Алиэль | Тахридум | ||
Остфирэль | Датрерах | ||
Кригэль | Бадритдрим | ||
Бугтавайз | Аргхильджи |
Начало недели — день эргхмор, являющийся праздничным и для племенных, и для последователей культа Табирнаха. Система летоисчисления Адхагригрума, распространенная также среди связанных с твердыней племен, начинает свой отсчет со дня восстания первого адгира, из-за чего начало года приходится на месяц тэтхигадхи(общая система — эндель). Дикие племена подобной системой не пользуются, а гильдийные используют систему с поверхности.
Символика
Сквозь пещерные просторы ничто не вызывает страх у гротдоров и прочих, желающих зла Адхагригруму, как стяг Трех Тысяч, единственный государственный символ, который закрепился у ш’улов. Когда-то под этим стягом первый адриг восстал против каразуканских ставленников и прогнал гротдорских захватчиков на поверхность. Для жителей твердыни это символ триумфа, реставрации веры и единения их народа. Среди символов, которые встречаются в быту, зачастую можно увидеть изображения гвиран, шваргов, а также прочей живности, встречающейся в Звездных пещерах.
Одежда
Паучий шелк — самая распространенная ткань среди всех слоев населения. Она обладает разной степенью качества, которое существенно влияет на цену, потому превосходные халаты лишь привилегия обеспеченных членов общества твердыни. Яркие цвета исключены, как и всяческая бижутерия, но все располагают любовью к разным металлическим элементам, например, к латунным каймам, различным железным или медным вставкам. Парадная одежда особой яркостью не отличается, но зачастую является самой добротной в гардеробе. Особо выделяться, как принято в обществе ш’улов, не стоит, а потому в одежде благосостояние можно проследить только через качество. Что касается других материалов, то существуют изделия из паучьей кожи гвиран, которую пускают в производства всяких акссесуаров: перчаток, сумок и т.д. Очень популярны свободные одеяния, зачастую вышивные, с неброскими, но интересными орнаментами, и среди женщин, и среди мужчин.
C помощью с одежды можно легко выяснить связи того или иного племени Дагирнаха. Племена, связанные с Адхагригрумом зачастую будут располагать именно одеждой из паучьего шелка, тогда как те, кто решил связать себя жителями поверхности, горазды на гротдорский или кхазадский крой. Среди самых низших слоев твердыни и диких племен распространены одежды из различных шкур тварей, не отличающихся ни выдержанным стилем цитадели, ни роскошью поверхности.
C помощью с одежды можно легко выяснить связи того или иного племени Дагирнаха. Племена, связанные с Адхагригрумом зачастую будут располагать именно одеждой из паучьего шелка, тогда как те, кто решил связать себя жителями поверхности, горазды на гротдорский или кхазадский крой. Среди самых низших слоев твердыни и диких племен распространены одежды из различных шкур тварей, не отличающихся ни выдержанным стилем цитадели, ни роскошью поверхности.
Еда
Разнообразностью рациона пещерный край не изобилует. Пища — все, что можно съесть. Из мясных изделий популярно мясо пауков и квазикротов с закуской в виде различных грибов, которые местные готовят искусно. Алкоголем здесь не насытится, ведь его в привычном понимании не существует: грибные настойки здесь в приоритете. Привычное жителям Каразукана пиво можно сыскать с большим трудом, да и сами ш’улы не являются его любителями.
Музыка и песни
Великие песни раздаются во всех местах, где пребывают ш’улы. Их изюминкой являются горловые напевы, мощные, пропитанные суровой духовной силой, порой сменяющиеся мрачными, угрюмыми, меланхоличными мотивами. Певучесть можно и найти в групповых молитвах, которыми славятся обряды Табирнаха. Музыка играется мастерами струнного инструмента под названием дахтирдижи, похожего на скрипку. Мелодия, характерная для подземных залов, всегда поддерживает, дополняет песни полуросликов, но редко играется одна. Народ глубин считает, что голос — главный инструмент, который невозможно затмить и заменить.
Праздники
День Дагирнаха, первого мифического царя, отмечают в Звездных пещерах все ш’улы без исключения. Что характерно для этого праздника, так это потешные битвы: костюмированные участники разбиваются на две команды, изображающие противостояние царя и его противников, и разыгрывают ключевые эпизоды из древних войн. Празднества длятся порядка трех дней, начиная с последней недели остфириэля.
В обществе цитадели вторым главнейшим праздником является окончание первого призыва, дэхгирума, когда юноши возвращаются после долгих двадцати лет, проведенных в отдалении от своих семей. По возвращении они вступают во взрослую жизнь, официально признаются другими шдирами в качестве полноправных членов общества. Окончания других призывов тоже отмечаются, но не несут такого глобального характера, как наступление совершеннолетия.
Много есть и религиозных праздников, главным из которых является Табиргарджи, возвращение веры, приходящийся на первый день в году календаря Адхагригрума. Все дохары и адриг собираются в некрополе, чтобы провести главную службу, в ходе которой благословляют войска, спускающиеся в Бездну. Отправление в глубины — великое паломничество, возможность исполнить свое предназначение.
В обществе цитадели вторым главнейшим праздником является окончание первого призыва, дэхгирума, когда юноши возвращаются после долгих двадцати лет, проведенных в отдалении от своих семей. По возвращении они вступают во взрослую жизнь, официально признаются другими шдирами в качестве полноправных членов общества. Окончания других призывов тоже отмечаются, но не несут такого глобального характера, как наступление совершеннолетия.
Много есть и религиозных праздников, главным из которых является Табиргарджи, возвращение веры, приходящийся на первый день в году календаря Адхагригрума. Все дохары и адриг собираются в некрополе, чтобы провести главную службу, в ходе которой благословляют войска, спускающиеся в Бездну. Отправление в глубины — великое паломничество, возможность исполнить свое предназначение.
Архитектура
Утилитарно и скромно, но со вкусом — основа архитектурного стиля Адхагригрума. Здания строятся исключительно из камня, зачастую резного, и порой даже вырезаются из целых скал. Местные архитекторы падки на использовании необычной геометрии в зданиях и причудливых орнаментов, изрезающих все городское полотно. Пиком архитектурной мысли принято считать Некрополь, который поражает полнотой и величием своих громадных залов, в которых прослеживаются все прошлые и современные тенденции в декорировании, а блещущие своей четкостью и аккуратностью барельефы и громадные статуи поражают своим величием. И, хотя серость порой нагнетает во время пребывания в цитадели, разбавляют ее рассаженные шварги, украшающие множество скверов. Жилище ш'улы стремятся не захламлять. Украшения — резные орнаменты на стенах и полах, которые семейства, если позволяют финансы, покрывают ковром из паучьей ткани. Чаще встречаются ковры из кожи гвиран из-за своей дешевизны. У каждого семейства есть молитвенный угол, где проводят свои утренние, обеденные и вечерние обращения к вере все члены соответственно. Там также часто могут присутствовать небольшие углубления, вырезанные в стене, куда обычно кладут все священные книги.
Племенная архитектура особенно ничем не выделяется. Используются палатки, которые собираются из костей и кожи различных животных, встречающихся на просторах. Обустроены все они достаточно скромно, хотя особо выдающиеся племенные деятели могут похвастаться утварью из твердыни или с поверхности.
Экономика и народное хозяйство
Ходовая валюта — дрингары, обменивающиеся по курсу 0.70% от гронлинга, чеканятся монетным двором в цитадели. Государство активно поддерживает существование банков и родов эшхвергов, которые ими управляют. Самый известный — Обсидиановый, даровавший его владельцам несметные богатства. Если затрагивать распределение и сосредоточение капитала в обществе, то выделяются владельцы крупных плантаций, опирающихся на рабский труд подневольных дхарши, и различных мануфактур, среди которых славятся больше всего рунные мастерские. Экономические институты стремятся к развитию, однако задерживаются ригидной системой управления твердыни.
Больше всего известен Адхагригрум своей активной добычей мифрила(у ш'улов — ашгрум), за которым в Бездну посылаются шахтерские отряды вместе с войсками. До 3-й эры существовали запасы и в Каменном лесе, который теперь снабжает плавильные печи цитадели прочей рудой. Металлургия — ключевая отрасль, обеспечивающая армию и народ высококлассными изделиями для всех сфер жизни. Рунные технологии и кузнечество развито в обществе и считается сакральным. Участие ш’улов в сельском хозяйстве минимально. В постоянных селениях распространены грибные плантации, в основе которых лежит рабский труд. Также есть паучьи фермы, единственные места, где сами трудятся полурослики, откуда и происходит известный паучий шелк, прочий текстиль и редкое мясо. Женщины — главные труженицы и управляющие семейных владений. Поскольку солидная часть мужского населения находится в войсках, мастерские держатся на труде прекрасного пола.
Больше всего известен Адхагригрум своей активной добычей мифрила(у ш'улов — ашгрум), за которым в Бездну посылаются шахтерские отряды вместе с войсками. До 3-й эры существовали запасы и в Каменном лесе, который теперь снабжает плавильные печи цитадели прочей рудой. Металлургия — ключевая отрасль, обеспечивающая армию и народ высококлассными изделиями для всех сфер жизни. Рунные технологии и кузнечество развито в обществе и считается сакральным. Участие ш’улов в сельском хозяйстве минимально. В постоянных селениях распространены грибные плантации, в основе которых лежит рабский труд. Также есть паучьи фермы, единственные места, где сами трудятся полурослики, откуда и происходит известный паучий шелк, прочий текстиль и редкое мясо. Женщины — главные труженицы и управляющие семейных владений. Поскольку солидная часть мужского населения находится в войсках, мастерские держатся на труде прекрасного пола.
Образование
Образование мужского населения лежит на плечах военных институтов, которые используют старых отставных офицеров для обучения молодежи. В ходе первого призыва молодой человек обучается чтению, изучает письменность и приобщается к священному писанию. Когда наступает время вернуться к своим семьям, лишь только тогда они начинают осваивать ремесло. У женской половины населения условия для развития профессиональных навыков намного благоприятнее, так как учиться они начинают с ранних лет, потому среди промышленников они зачастую более квалифицированы и подготовлены. Если затрагивать среднюю прослойку, то из-за отсутствия воинской повинности, замененной на налог, родители могут сразу заняться обучением всех своих детей, отсюда и большое участие эшхвергов в узкопрофильных направлениях, на которые воинское сословие не может выделить достаточное количество ресурсов.
Руны
Если на поверхности царствует КСГТ, то бдят за распространением рун под землей специально назначенные для этого дохары. Для последователей культа Табирнах руны — священные осколки Бездны, обращаться с которыми дозволен не каждый. Рунный мастер, если желает обучаться этому ремеслу или им заниматься, должен регулярно отчитываться о своих действиях и регистрировать свои разработки в храмовых списках. Взамен он получает освобождение от призыва и военной деятельности, а также неприкосновенность. Регулирование рунических разработок внутри племен минимальны, конечно, если они не подвязаны либо под цитадель, либо под Совет Гильдии.
Военное дело
Искусством войны живет подземный народ, потому и появилась достаточно сложная и отчеканенная армейская структура. Сердце всего воинства — шесть бригадных групп, 500 единиц каждая, формирующие профессиональную армию. В подчинении каждого хадрара находится одна такая бригадная группа, а шестая — личный отряд адрига. Когда наступает период полноценной войны, все группы собираются под единый стяг.
Существует система трех призывов: дэхгирум, утгирум и рахгирум. Во время первого призыва, длящегося с 10 до 30 лет, юный представитель шдиров обучается азам военного ремесла и знакомится с армейской организацией. Его учат управляться с копьем, щитом и коротким мечом, обучают функционированию внутри своего отряда — превращают с ранних лет в настоящего воина. Среди отряда, дахтуарши, наставники отбирают трех самых выдающихся, двое из которых станут помощниками, хиргирхи, возглавляющего боевое братство сержанта, ушгирхи. После прохождения первого призыва половина юношей останется и вместе со своим командующим составом присоединится к регулярной армии. После первого призыва последует второй, утгирум, который начнется с 60 и заберет следующие 20 лет. Из этих призывников комплектуются гарнизоны, а после окончания часть тоже будет отобрана и интегрирована в состав боевых групп. Третий призыв, рахгирум, происходит очень редко, когда существует срочная необходимость восполнить ряды, и объявляется для всех возрастных групп. Часть солдат может быть отправлена для дальнейшей службы на передовой, часть — в гарнизонах. Существуют также непризывные группы, созданные для сохранения промышленных мощностей цитадели. Так, рунные кузнецы ни в коем случае не призываются после прохождения самого первого призыва и могут служить в составе бригадных групп только в качестве поддержки.
Существует система трех призывов: дэхгирум, утгирум и рахгирум. Во время первого призыва, длящегося с 10 до 30 лет, юный представитель шдиров обучается азам военного ремесла и знакомится с армейской организацией. Его учат управляться с копьем, щитом и коротким мечом, обучают функционированию внутри своего отряда — превращают с ранних лет в настоящего воина. Среди отряда, дахтуарши, наставники отбирают трех самых выдающихся, двое из которых станут помощниками, хиргирхи, возглавляющего боевое братство сержанта, ушгирхи. После прохождения первого призыва половина юношей останется и вместе со своим командующим составом присоединится к регулярной армии. После первого призыва последует второй, утгирум, который начнется с 60 и заберет следующие 20 лет. Из этих призывников комплектуются гарнизоны, а после окончания часть тоже будет отобрана и интегрирована в состав боевых групп. Третий призыв, рахгирум, происходит очень редко, когда существует срочная необходимость восполнить ряды, и объявляется для всех возрастных групп. Часть солдат может быть отправлена для дальнейшей службы на передовой, часть — в гарнизонах. Существуют также непризывные группы, созданные для сохранения промышленных мощностей цитадели. Так, рунные кузнецы ни в коем случае не призываются после прохождения самого первого призыва и могут служить в составе бригадных групп только в качестве поддержки.
Состав стандартной бригадной группы
Название формирования Тип Количество солдат внутри формирования Количество формирований Общее число солдат Дахтуарши Пехота 36 8 324 Аргдахтум Арбалетчики 20 5 100 Харгдаржи Ударные части 19 4 76
Название формирования | Тип | Количество солдат внутри формирования | Количество формирований | Общее число солдат |
Дахтуарши | Пехота | 36 | 8 | 324 |
Аргдахтум | Арбалетчики | 20 | 5 | 100 |
Харгдаржи | Ударные части | 19 | 4 | 76 |
Дахтуарши — костяк бригадной группы, тяжелые пехотинцы, закрытые толстыми латами и крепким прямоугольным щитом, вооруженные копьем и коротким мечом.
Аргдахтум — задняя линия, предназначенная для дальнего боя. Арбалетчики свою подготовку проходят отдельно от всех остальных после первого призыва. Их экипировка: облегченные латы, арбалет и короткий меч, такой же, как и у их товарищей-пехотинцев.
Харгдаржи — самые подготовленные и закаленные части, состоящие из ветеранов и владеющие рунными технологиями. Задача их до боли проста: сконцентрировать удар и пробить линию противника, позволив рядам пехоты проникнуть в созданную брешь и сломить войско. Достижение этой задачи лежит на специалистах–огнеплюйщиках, мастерах своего инструмента, рунных берсерках и големах. Последние встречаются в составе каждого формирования только в единичном экземпляре и поддерживаются рунными мастерами.
Аргдахтум — задняя линия, предназначенная для дальнего боя. Арбалетчики свою подготовку проходят отдельно от всех остальных после первого призыва. Их экипировка: облегченные латы, арбалет и короткий меч, такой же, как и у их товарищей-пехотинцев.
Харгдаржи — самые подготовленные и закаленные части, состоящие из ветеранов и владеющие рунными технологиями. Задача их до боли проста: сконцентрировать удар и пробить линию противника, позволив рядам пехоты проникнуть в созданную брешь и сломить войско. Достижение этой задачи лежит на специалистах–огнеплюйщиках, мастерах своего инструмента, рунных берсерках и големах. Последние встречаются в составе каждого формирования только в единичном экземпляре и поддерживаются рунными мастерами.
Ранги
Название | Ш’ульское название | Командование или предназначение |
Верховный главнокомандующий | Адриг | Все войска и личное командование Вестниками |
Малый командующий | Хадрар | Бригадная группа |
Страж-Капитан | Дахвар | Ассистирование хадрара |
Капитан | Архвар | Командование определенным родом войск внутри группы |
Сержант | Ушгирхи | Формирования |
Малый сержант | Хиргирхи | Треть формирования |
Вестники Табирнаха
В подчинении адрига находятся самые закаленные и боеспособные элементы общества цитадели. Состав немного отличается, так как на всю армию приходится всего лишь 5 формирований пехоты и 11 формирований ударных групп, в которых количество големов увеличилось до 2-х единиц. Каждый боец — выживший, когда-то отправившийся в длительных поход в Бездну и нашедший силы вернуться. Среди практически всех бойцов распространен Зов Бездны, который, однако, добавляет свирепости и рвения этой безбашенной группе воинов.
Вестники часто отправляются в Бездну, чтобы сопроводить своих непутевых товарищей-шахтеров и оказать им поддержку. Каждый поход — шанс проявить свою веру, а вера для этих ребят главная опора, столп их мировоззрения, который помогает спастись от окончательного полоумия и наступающего безумия.
Вестники часто отправляются в Бездну, чтобы сопроводить своих непутевых товарищей-шахтеров и оказать им поддержку. Каждый поход — шанс проявить свою веру, а вера для этих ребят главная опора, столп их мировоззрения, который помогает спастись от окончательного полоумия и наступающего безумия.
Тактики и особенности
Психологической войной ш’улы никогда не брезгуют. У многих солдат присутствуют свистки Яхсадаржи, издающие резкий, будто разрывающий уши звук, очень похожий на крики водной твари из Царь-озера. Такие приспособления есть и у племен, и у твердынцев, но, конечно, страшнее всего от них каразуканцам, не знающих подлинного источника такого страшного рева. Армия всегда слажена и не горазда на расторопные действия, стремится окапываться, с чем помогают вспомогательные части инженеров. Разложения в войсках при долгих стоянках не бывает: помогает с этим и воспитание, заложенное в каждого солдата, и отсутствия безделья, ведь муштра и окопные работы — панацея от застоя. Распространены групповые молитвы перед боем, которые превращаются в один большой гул, раздающийся далеко-далеко эхом по пещерам.
Дипломатические отношения
Адхагригрум и его военное руководство считают себя едиными властителями Звездных пещер, а потому не только стремятся подчинить себе окружающие их племена, но и уничтожить всякое влияние Совета Гильдии. На данный момент твердыня периодически вступает в стычки с гильдийными племенами и поглядывает на Габирнар и Тандаркхадский спуск, который она желает заполучить.
Список крупных, цивилизованных племен и их связи:
Список крупных, цивилизованных племен и их связи:
Адхагригрум | Совет Гильдии | Местоположение | |
Азхъидахи | + | - | Каменный лес |
Шахрины | + | - | Берега Леса гвиран |
Эзскирлипы | - | + | Высокие кочевья, близ Габирнара |
Бардъихрим | + | - | Запад Высоких кочевий |
Кирваны | - | + | Юго-Запад Высокий кочевий |
Представления о ш'улах имеются у многих в Кеменладе, но в большинстве своем они сводятся до следующей идеи: странная гротдорская народность с необычной внешностью, живущая под землей. Знаний о религии, культуре и прочих аспектах жизни ш'улов неизвестны. Единственные, кто пребывает за пределами Загорья и распологает солидной информацией о ш'улах и их государственности — сарихадунхъорцы.
Приблизительные расстояния
Основной оборудованный спуск — тандаркхадский, путешествие по которому займет от 2 недель до 1 месяца.
От Габирнара до поселений или каких-либо регионов:
Адхагригрум — 6 месяцев;
Берег Леса гвиран(Царь-озеро) — 9 месяцев;
Западные части Высоких кочевий — 4 месяца;
Хидархур — 7 месяцев;
Лес гвиран — 4 месяца;
Каменный лес — 5 месяцев.
От Адхагригрума до других селений или регионов:
Хидархур — 1 неделя;
Поселение охотников — 3-4 дня;
Центр леса Гвиран — 2 месяца;
Ближайший берег Царь-озера — 1 месяц;
От Габирнара до поселений или каких-либо регионов:
Адхагригрум — 6 месяцев;
Берег Леса гвиран(Царь-озеро) — 9 месяцев;
Западные части Высоких кочевий — 4 месяца;
Хидархур — 7 месяцев;
Лес гвиран — 4 месяца;
Каменный лес — 5 месяцев.
От Адхагригрума до других селений или регионов:
Хидархур — 1 неделя;
Поселение охотников — 3-4 дня;
Центр леса Гвиран — 2 месяца;
Ближайший берег Царь-озера — 1 месяц;
По всем вопросам обращаться в дискорд — sukhmie, либо на форум — H8rmit.
Список изменений
1. Так как искать литературу, касающуюся языка западно-тибетского языка Пурги, было неприятно, в качестве аналога языка Табгирау был выбран непальский(горкхали, кхас-кура).
2. Религиозная символика теперь присутствует у культа Табирнаха. В отдельной статье будет поподробнее прописано.
1. Так как искать литературу, касающуюся языка западно-тибетского языка Пурги, было неприятно, в качестве аналога языка Табгирау был выбран непальский(горкхали, кхас-кура).
2. Религиозная символика теперь присутствует у культа Табирнаха. В отдельной статье будет поподробнее прописано.
Последнее редактирование: