Дом Чацких ❘ Традиции превыше всего

Messages
50
Reaction score
102

img

Род Чацких ведёт свои корни прямиком из одноименной крепости Чац, от которой и было образовано название рода. Около сотни лет назад Всеслав, один из бывалых воителей на службе князя ротичей, по приказу выдвинулся со своим отрядом из Крученя-на-Каяле в сторону глухого Безлюдья, где и заложил Чацкую, по местному диалекту — Чадскую крепость для защиты от различного рода иноземной напасти.




takeshi-yoshida-by-takeshi-yoshida-outlander-concept-art-mat.jpg




Всеслав стал первым комендантом крепости, а после кончины его потомки продолжили дело.
Большую известность род получил, когда спустя десятки лет комендантом крепости стал Велеслав — младший сын Всеслава. Под его крепкой рукой Чац стал воистину неприступной крепостью, боевой подготовке гарнизона стало уделяться больше внимания, а благополучие и достаток жителей крепости стал неуклонно расти вверх.
img
В 292 году крепость Чац подверглась жестокому нападению со стороны флорских варваров. Большая часть крепости сгорела, гарнизон был разбит, а львиная доля семьи Чацких — убита.

Тогда в роду Чацких осталось лишь двое двоюродных братьев, внуки Велеслава — Войцех и Доброслав.
Спустя годы скитаний, в 294 году братья добрались до Барновца, столицы Хакмаррского Княжества, где с ними долго не церемонились — выдали доспехи, оружие и отправили служить во славу князя.
Впрочем, такой расклад их устроил, а посему братцы верно проливали пот и кровь за княжество, быстро достигая новых высот. Через полтора года братья приняли клятву на крови с князем, войдя в состав его личной опричнины.
В 296 году, после крещения в Хакмаррском Княжестве, вера рода сменилась на родославие.
В 297 году старшему из братьев Чацких — Войцеху был пожалован титул малого боярства в княжестве за долгую и верную службу.
В том же году Чацкие встречают некоего Льюи, родом из Хобсбурга. Как оказывается позже, его род вёл корни из той же крепости, что и сами братья — делается вывод, что Войцех и Доброслав не единственные оставшиеся члены рода Чацких, а посему ещё есть надежда на то, что где-то на землице Хакмаррской проживают остальные Чацкие.






img

Испокон веков Чацкие веровали в культ леса, как и их давние предки, не носившие фамилию Чацких.
По верованиям рода, женщины посылались мужам Чацким с небес, взамен за долгую и верную службу своему покровителю. Женщина Чацкому посылалась исключительно в человеческом облике, а посему любые отношения между Чацкими и нелюдями были невозможны и жестоко пресекались остальными членами семьи.
Считалось, что будущая невеста Чацкого уже рождалась для него — при рождении на свет девицы из другой семьи духи решали, что она достанется именно Чацкому.
Если невеста Чацкого уходила от него, пропадала в неизвестность или погибала, то считалось, что это — ложный дар, проделки лешего, а посему Чацкому было необходимо разыскать настоящий дар с небес.
Заниматься любовными утехами и продолжать род можно было только после свадьбы, ибо до неё тем самым портился подарок, посланный с неба. Плотские утехи с другими же женщинами воспрещались, покуда это приравнивалось как неуважение к своему роду, так и к родичам дара с небес, то есть женщины Чацкого.










Беременность женщины приравнивалась к милости божеств. Если рождался сын, то это был сам Чацкий в новом лице, если же дочь, то это подарок, дар божий.
Дочерей, обычно, после взросления отдавали замуж мужьям из других родов посредством совета старших мужей рода Чацкого, покуда для них духи так же определили своего жениха.





img

В Чацком роду действуют неуклонные устои патриархата, а так-же существует культ почитания предков

Старший Чацкий — возглавляет род. Он созывает семейный совет когда в коем есть необходимость. Даёт благословление на женитьбу, без коего нельзя заключать брак представителям рода, а так-же принимает решения о выдаче замуж девиц семейства.

Чацкие — непосредственные представители рода. Прожившие в своей крепости целый век практически в полной изоляции, в них течет исключительная хакмаррская кровь. Именно они являются лицом всей общины.

Жены — спутники жизни Чацких, гарант продолжения рода. В общине они занимаются хозяйством и воспитанием детей, а во внешние дела без наставления своего мужа они вмешиваться не могут.


Родственники — Потомки девиц, рожденных женами Чацких в качестве дара от духов и выданных замуж за людей извне. В былые времена в общине они могли пребывать исключительно как желанные гости. Однако же в связи с бедственным положением рода ныне они с охотой принимаются обратно в семью.
 
Last edited:
Messages
53
Reaction score
121
NU7bGDF.png


На щите, пересечённом на червлень и зелень, золотая башня и два противообращённых золотых топора с серебряным лезвием.

Червлень символизирует храбрость и кровь, пролитую в сражениях. Зелень же символизирует любовь к своим ближним, честь и стремление к победе.

Золотая башня — символ родового гнезда Чацких, самое сокровенное — их дом.
Противообращённые золотые топоры с серебряным лезвием означают готовность сражаться и проливать кровь за свой родной дом.
 
Last edited:
Messages
53
Reaction score
121
jg3zTqp.png

Конец осени, 298 г. IV эпохи


Как известно, у каждого народа есть что-то своё, уникальное. У кого-то — свои, специфичные черты характера; у других — изысканные, аль грубые постройки. У народа из крепости Чац же было отличительной чертой иное — вкусный и уникальный алкоголь, годами производимый по особой рецептуре.

Впрочем, наши братья Чацкие не отличались умением варить алкоголь, а посему, для использования старинных рецептов, сперва нужно было обучиться этому делу, с чем им и помогла супруга Доброслава — Мария Чацкая.

LanaktT.png

fNskzto.png

q17nrtd.png

89tvujk.png

4SIsXEr.png

iBl9N03.png

21MiNWM.png

QBqTcut.png

oT9lRBA.png
 
Last edited:
Messages
53
Reaction score
121
aXYeuEV.png

Начало зимы, 298 г. IV эпохи


Одной лишь теории для полного овладения навыком будет, разумеется, недостаточно. После полученных знаний, необходимо их применять на практике и-... Учиться, учиться, и ещё раз — учиться!

Мария, Доброслав и Войцех вновь собрались в "кузнях алкогольного ремесла", дабы закончить своё обучение и приступить к полноценной работе.

487BtsE.png

h5fQhsF.png

5uneBdK.png

xxKPqcF.png

GH8gDpM.png

a54dnPx.png

zX3hV8z.png
 
Last edited:
Messages
50
Reaction score
102
img



Аннотация
Как любить Лешего всею душою, и близких своих, и страх божий иметь. Как князя чтить и повиноваться ему во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать. Учить мужу свою жену, как Лешему угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться.
(Всеслав Чацкий, 219 г.)
1. Как всею душою Лешего возлюбить и близкого своего, страх божий иметь
Возлюби же Лешего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Лешему. При том возлюби всех близких твоих, то есть всякого хакмаррца. Страх божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю Лешего и живи по заповедям его. Возлюбишь Лешего от всей души – страх его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Лешему и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Лешем, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив пред князем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Лешего.

2. Как князя чтить и во всем ему повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным.
Бойся князя и служи ему верно, всегда о нем Лешего моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Лешему, во всем ему повинуясь. Если земному князю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот – временен, а небесный вечен, он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Лешим карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорят дьяки: «Вся власть от Лешего», – так что кто противится власти, тот божью повелению противится. А князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Леший изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби – ни одному созданию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, проси у Лешего вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом за зло, за клевету – клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же.

3. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом
Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое» или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть, тогда и Леший придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.
Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных будет кто-то тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: «Уступи ему место!» – и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь войдя на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: «Друже, садись выше!» – тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется.
А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим – к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь – не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат, а ножи заберут – и вот уж хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор и укор и ущерб тебе от чрезмерного пьянства. Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. Итак, если не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело лишишь души. Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути.


4. Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем
Да пошлет Леший кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Леший способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в тот день. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Лешего грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Лешим будут помилованы, дьяками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж, покуда выяснится что они дар Чацкий.

5. Как детей учить и страхом спасать
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее.
Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
Если воспитаешь детей своих в страхе божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения нашего, и рода, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Лешего в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям.

Всеслава Чацкого поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться ибо кара родовая настигнет, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Лешего сподобится награды и вечных благ наслаждения.


6. Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем
Чада, вслушайтесь в заповеди: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Леший вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Лешим и Чацким грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать – пусть умрет он лютою смертью от казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери.

7. Похвала мужьям
Если подарит Чацкому Леший жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Лешего, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Лешим, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего и слушается его во всем. Чацкий жену свою держит и сопровождает повсюду и при том воспитывает.


8. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить
Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть Лешего ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют – соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен ты, уже за это от Лешего получишь награду. А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Если же небрежением и твоим нерадением сам или жена, наставленьем твоим обделенная, согрешит или зло сотворит перед Лешим, или домочадцы твои, мужчины, женщины, дети твои грех какой совершат, хозяйского наставления не имея: ругань, воровство или блуд и всякое зло сотворят, – все вместе по делам своим примете: зло сотворившие – муку вечную, а хорошо поступишь и ты, и те, кто с тобою – вместе с ними заслужишь вечную жизнь; тебе даже больше награда, ибо не об одном себе старался ты перед Лешим и родом Чацким, но и всех, кто с тобою, ввел в вечную жизнь.

9. Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать
Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, или сама где будет, сесть за столом – лучшее платье одеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж – дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа. С гостьями же беседовать о рукоделии и о домашнем порядке, как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знаешь, о том у добрых жен спрашивать вежливо и учтиво, и, кто что укажет, на том низко бить челом. А не то у себя на подворье от какой-нибудь гостьи услышит полезный рассказ, как хорошие жены живут и как хозяйство ведут, как дом свой устраивают, как детей и слуг учат, как мужей своих слушаются, с ними советуются, и им повинуются во и всем, – и то для себя все запомнить. А если чего полезного не знает, о том спрашивать вежливо, а дурных и пересмешных, и блудливых речей не слушать, не говорить о том. Или если в гостях увидит удачный порядок, в еде ли, в питье, в иных каких приправах, или какое рукоделье необычное, или где какой домашний порядок хорош, или какая добрая жена, смышленая и умная, и в речах и в беседе, и во всяком обхождении, или где слуги умны и вежливы, и рукодельны, и во всяком деле смышлены, – и все то хорошее примечать и всему внимать, чего не знает и не умеет, и о том расспрашивать учтиво и послушно, и кто что хорошего скажет и на добро наставит, делу какому научит, – и на том бить челом, и придя домой, обо всем на покое поведать мужу. С такими-то добрыми женами хорошо собираться не ради еды и питья, но ради доброй беседы и для науки, чтобы самой запомнить все впрок, а не пересмешничать ни над чем и попусту не болтать ни о ком. Если же спросят о чем про кого-то, иногда и с пристрастием, то отвечать: «Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплетничаю».

10. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а наветам и обману слуг без дознания не доверять; строгостью их наставлять (да и жену также), как в гостях пребывать и дома себя вести правильно
А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Питье находилось бы в погребе на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях. Если придут откуда женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не давать, да и свои бы женки и девки не пили допьяна и в людях и дома. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать; у подруг, у родни тайком от мужа своего питья и еды, поделок и подарков никаких не просить и самой не давать, и ничего чужого у себя не держать без ведома мужа; во всем советоваться с мужем, а не с холопом и не с рабой. Крепко беречься от всякого зла, а ложные речи слуг своих не пересказывать мужу и зла не держать. Если же кто натворит что, об этом прямо и без прибавлений мужу сказать. Мужу и жене никаких наговоров не слушать и не верить им без дознания над самим виновным, и сплетен домашних мужу не доносить жене. С чем сама не сможет справиться – если дурное дело, то мужу сказать всю правду, если какая женка или девка в чем согрешит и не слушает ни слова, ни наставлений, или пакость какую чинит, – все с мужем то обсудить, какое кому назначить наказание. А когда случатся гостьи, потчевать их питьем как пригоже, самой же хмельного питья не пить. Питье же и яства и всякое угощение приносит тогда один человек, а выделен тот, кому ведено, иных же мужчин тут ни рано, ни поздно никогда и ни в коем случае не было б, кроме того, кому приказано, что принести или что-то спросить у него, или что-то ему приказать; за все с него спрашивать, и за беспорядок и за ошибки, – и никому иному дела тут нет.

11. Как мужу жену свою воспитывать, поучать и страхом спасать
Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. И прежде всего – иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте, как выше уже указано было. Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому-свое: кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные или решетные, – да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько чего получится из четверти, из осьмины, из целого решета и сколько высевков отойдет, и сколько чего испекут, – меру и счет знать во всем.

Если все это хорошая хозяйка знает по строгости и наставлениям мужа, а также по своим способностям, то все будет споро и всего будет вдоволь.

А увидит муж, что у жены непорядок, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает – тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было».



По обыкновению у Чацкого мужа висит плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за вину муж таскает жену за волосы, раздевает донага, привязывает веревками и сечет дураком до крови. У иных мужьев вместо плети имеются розги, и жену секут, как маленькое дитя, а у других, напротив, дубина — и жену бьют, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось Чацкому мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит. Человеколюбиво советуется не бить жену кулаком по лицу, по глазам, не бить ее железным или деревянным орудием, чтобы не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово.




 
Last edited:
Messages
53
Reaction score
121
1ELjHlj.png
Эндель, 299 г. IV Эпохи

Невзирая на нелёгкую ношу рода Чацких в последнее время, заниматься делом — необходимо. Без труда не выловишь и рыбки из пруда, ха-ха!

Доброслав и Войцех позвали легендарнейшего мастера алковаренного дела Барновца — Мирко "Атамана" Лукашевича, который издавна прославился своими наилучшими напитками, сделанными хакмаррскими руками по хакмаррским рецептам. Пущай ныне Мирко не занимается кабаком, да и не варит алкоголь для каждого встречного, однако помочь своим старым товарищам в продолжении своего пути алковарения он был всё ещё в состоянии.

Что же, посмотрим, какую честь Чацким сумеет оказать эксперт своего дела.


p0AIuY4.png

ffWl2EP.png

EgMN7QM.png

TUrrl88.png

afT35Ue.png
 
Last edited:
Messages
53
Reaction score
121
2okJUjs.png
Эндель, 299 г. IV Эпохи

Уроки нового наставника Чацких — Мирко, действительно пошли на пользу братьям. В отличие от уроков, данных Марией Чацкой, занятия с Мирко заставляли быстро прогрессировать двоицу и те стали смекать, что к чему.

Последнее занятие, после которого останется вечная практика до конца своей жизни — и Чацкие будут готовы осуществить мечту своей жизни.


q6AIzy2.png

xe5ihly.png

Pr9pCTk.png

6OcQy0i.png

A9AuKxE.png

F5tSwXy.png
 
Top